Для того, чтобы обеспечить удобство пользования сайтом-каталогом, интернет-магазином или большим информационным онлайн ресурсом, используется такой функционал, как пагинация. Это структурирование большого массива данных с разделением на страницы с определенным количеством элементов, удобным для прочтения или рассмотрения.
Определение термина пагинация
Пагинация — это порядковая нумерация страниц, которая применяется для разделения ссылочных блоков на веб-сайте. Предназначена для упрощения поиска нужного товара в каталоге, статьи на информационном ресурсе и пр. Разделение необходимо для товарных онлайн-магазинов, где могут быть представлены десятки и сотни видов продукции. Нумерация начинается с первой страницы каталога или другого раздела, где представлено большое количество ссылок на карточки товаров, информационных статей или другого контента.
Важно! При внедрении пагинации и других изменений на вашем сайте, необходимо следить за тем, чтобы все страницы корректно индексировались поисковыми системами. Для этого используйте инструмент Проверка индексации страниц от Rush Analytics. Этот инструмент помогает отслеживать индексацию сайта
Формы пагинации
Типы пагинации, которые применяются для крупных веб-ресурсов:
- Прямая нумерация веб-страниц: «1», «2», «3» и т.д.
- Прямая нумерация с разделением по блокам страниц: «1-10», «10-20» и т.д.
- Обратная поблочная нумерация: «50-40», «40-30» и т.д.
Стандартная пагинация представляет собой постраничную навигацию с номерами веб-страниц с ограниченным диапазоном (например, отображается только 5 или до 10 просматриваемых страниц). В нее также встроены кнопки «назад», «вперед», «в начало», «в конец».
Важно! При определении формы и вида постраничной навигации нужно ориентироваться на удобство для посетителя ресурса. В мобильной версии видимый спектр пагинации можно ограничить 5-6 страницами, а для тех, кто заходит в интернет-магазин с персонального компьютера — можно увеличить диапазон до 10 страниц.
Как использовать пагинацию для разных ресурсов
Выбор удобной формы постраничной навигации нужно осуществлять с учетом вида и структуры веб-сайта, интернет-магазина или информационного портала. Главным приоритетом при выборе шаблона и верстке сайта является удобство пользования целевой аудиторией. Если структурирование веб-сайта не будет удобно для потенциальных покупателей, это приведет к большим потерям целевого трафика и низким продажам предлагаемых товаров или услуг.
Особенности применения пагинации для разных видов онлайн ресурсов:
- Интернет-магазины. Для удобства посетителя в каталогах интернет-магазинов часто применяется пагинация с указанием общего количества товаров в данном разделе или товарной категории. Потенциальному покупателю предлагаются разные способы сортировки (по ценовым параметрам, цвету, размеру, фасону и пр.), а также возможность открыть все позиции единым списком, а не листать постранично. Если открывать весь список сразу, веб-страница может дольше загружаться, но таким образом снижается количество обращений к серверу, что разгружает систему при больших нагрузках (во время максимального количества посещений онлайн магазина).
Поисковые системы. В навигации результатов выдачи поисковых систем Яндекс и Гугл первая страница всегда в зоне видимости. Такая блочная сортировка позволяет пользователям выходить на первую страницу (в ТОП-10) — для получения наиболее релевантных (соответствующих ключевому запросу) результатов органической выдачи. В большинстве случаев люди для поиска нужных товаров или услуг не идут дальше первой страницы; только небольшая часть просматривает еще 2-5 страниц.
Библиотеки, словари, сборники электронных книг, музыкальных произведений. Для удобства пользователя поисковая навигация выстраивается не по порядковым номерам, а по алфавиту (фамилии автора, названию издания или музыкальной композиции). Музыку или фильмы, аниме можно сортировать постранично не только по алфавиту, но и по жанрам (для кино — комедии, триллеры, боевики и пр.).
Новостные и информационные ресурсы. На таких сайтах сортировка осуществляется по разделам и категориям, а также по дате публикации. Подписчикам и постоянным посетителям таких веб-ресурсов важно получать наиболее свежую и актуальную информацию. Поэтому для сайтов новостей, информационных блогов нужно предлагать посетителю постраничную навигацию с сортировкой по дате размещения контента.
- Фотобанки. Это порталы, на которых опубликованы сотни тысяч графических изображений (фотографии, иллюстрации, инфографика, видео и пр.). Дизайнеры и веб-специалисты ищут нужные картинки не по нумерации, зачастую пролистывая десятки или сотни страниц, чтобы найти соответствующее изображение. Для удобства пользователей можно использовать кнопки «вперед», «назад».
- Сайты с небольшими каталогами. На корпоративных сайтах, где размещены товарные каталоги с узким ассортиментным рядом или блоками полезных статей, можно использовать постраничную нумерацию.
- Социальные сети. Основной задачей социальных сетей является удержание посетителя на платформе и глубина просмотра. Поэтому здесь номерная пагинация применяется редко. Вместо этого опубликованная информация сортируется по дате размещения и пользователю вначале показываются наиболее свежие материалы. В качестве навигации подходят варианты «Вперед»/«Назад», «Ранее»/«Позднее», «Еще»/«Меньше».
конверсии вашего сайта
в Яндекс-Директ
Уже скачали 1348 раз
Преимущества и недостатки применения пагинации
Разделение массива информации на удобные блоки по страницам положительно влияет на рейтинг ресурса при ранжировании поисковыми системами.
Преимущества и недостатки пагинации приведены в Табл. 1
Плюсы пагинации на сайте | Минусы пагинации веб-ресурса |
Удобное восприятие больших массивов текста, каталогов с широким ассортиментом продукции. | Некоторым пользователям удобно просматривать большое количество товаров без перелистывания отдельных страниц. |
Рост продаж предлагаемых товаров или услуг. Чем проще организован поиск и оформление заказов, тем выше конверсия (соотношение целевых действий к числу общих посещений веб-ресурса). | При неправильных настройках веб-сайта страницы, следующие за первой, могут не индексироваться поисковыми роботами. |
Повышение рейтинга при оценке поисковиками благодаря улучшению показателей юзабилити онлайн-ресурса. | Неправильная оптимизация страниц с популярными товарами может привести к потере целевого трафика. |
Быстрая загрузка страницы. Чем больше изображений на одной веб-странице, тем дольше она будет загружаться. |
Как сделать пагинацию на сайте удобной для целевой аудитории
Постраничная навигация необходима для того, чтобы потенциальному покупателю или подписчику было удобно находить нужные товары или информационные материалы. Нельзя недооценивать этот инструмент, т.к. он важен для обеспечения оптимального юзабилити.
Советы по созданию простой и удобной постраничной навигации:
- Продумайте оптимальный размер отображаемой веб-страницы. Количество элементов на одной странице зависит от вида товаров, устройства, с которого большая часть целевой аудитории заходит на онлайн-ресурс. При недостаточном количестве элементов на 1 веб-странице перелистывание будет занимать больше времени. Если элементов слишком много — это может усложнять просмотр.
- Подберите удобный размер ссылки. Графический элемент не должен быть слишком мелким, чтобы потенциальный покупатель мог нажать на него и перейти в ту карточку товара, которая его заинтересовала. Этот нюанс больше касается мобильных устройств, которые отображают элементы на небольшом экране.
- Предусмотрите выделение той страницы, на которой пользователь находится в данный момент. Ее можно выделить жирным шрифтом, другим цветом или цветным квадратом. Это позволит избежать путаницы и не дублировать просмотр страниц, которые пользователь уже пролистал.
Оставляйте достаточно пространства между графическими элементами. Нужно соблюсти визуальный баланс: оставить между картинками со ссылками оптимальное пространство, чтобы общая картинка не была скученной и, в то же время, чтобы было четкое структурирование и на страницу помещалось хотя бы 10 ссылок.
Какие проблемы SEO могут возникнуть из-за пагинации
Из-за непродуманной организации постраничной навигации при поисковом продвижении могут возникнуть некоторые проблемы:
- Задержка индексации страниц с карточками товаров. Эти проблемы могут возникать при раскрутке крупных интернет-магазинов с объемным ассортиментным рядом.
- Если на перелистываемых страницах контент дублируется, поисковые роботы могут наложить штрафные санкции на веб-сайт.
Вышеперечисленные проблемы возникают по ряду причин. Например, пользователь вводит в строку ключевой запрос с наименованием товара. Поисковый робот заходит в интернет-магазин, где размещен товарный каталог с десятками практически одинаковых карточек товаров, отличающихся только брендами, но имеющих похожие или идентичные описания. Робот может просто не найти нужный товар, т.к. данная страница находится на нижнем уровне.
Решение этих проблем приведено в Табл. 2.
Таб. 2 Типовые проблемы пагинации для СЕО и их решения
Проблема | Решение |
Сложности с индексацией однотипных страниц. | Создание контента с заголовками и текстом, в котором нужно прописывать популярные ключевые фразы, описывающие конкурентные преимущества и полезные свойства продукции. |
Санкции за низкую уникальность. | Создание уникальных текстовых описаний для каждого товара. |
Пагинация — это один из важных инструментов обеспечения удобства для потенциальных покупателей интернет-магазина или подписчиков информационных ресурсов и библиотек. При определении формы и структуры постраничной навигации необходимо учесть предпочтения целевых групп (по каким параметрам они ищут нужный продукт, с какого устройства заходят и пр.). Важно также учитывать, каким образом выбранный способ сортировки и отображения будет сказываться на поисковом продвижении.
Как думаете лучше оптимизировать пагинацию: ставить каноникал или закрывать от индекса?
– Страница в теге Canonical должна ссылаться сама на себя.
– Для страниц пагинации необходимо убрать из вёрстки тег h1, чтобы он не дублировал h1 основной страницы.
– Выполнить оптимизацию метатегов страниц пагинации.
– 1ая страница пагинации должна быть убрана из цифрового обозначения на сайте. Так же она должна отдавать 301 на основную страницу рубрики/раздела.