Уровень вложенности страниц на сайте (УВ) — это иерархическое расположение веб-страницы по отношению к главной странице.
При создании сайта нужно заранее продумать структуру, которая будет удобной для целевой аудитории (потенциальных покупателей товаров или услуг). В частности, продумывается уровень вложенности — иерархия страниц категорий и подкатегорий.

Чем глубже страница в структуре вашего сайта, тем сложнее поисковым системам обнаружить её. Стремитесь к плоской структуре сайта, где важные страницы находятся не дальше 2-3 кликов от главной страницы
Brian Dean ведущий эксперт в SEO и основатель Backlinko
Что такое уровень вложенности веб-страниц сайта
Уровень вложенности – это кол-во кликов с главной страницы сайта до целевой страницы.
Визуально это можно изобразить в виде дерева, в котором стволом является главная страница, а ветвями — вложенные документы уровня 2, 3, 4 и т.д.

УВ для пользователей и поисковых систем различается. Разные понятия уровня вложенности показаны в Табл. 1.
Пользовательское | Для поисковых систем Яндекс, Google и других ПС |
---|---|
Рассчитывается как минимальное число кликов (переходов) на искомую страницу веб-сайта. Обозначается УВ-1, УВ-2 и т.д. | Поисковики определяют уровень вложенности страниц по длине адреса конкретного веб-документа (URL). В большинстве случаев расчетной единицей считается количество слэшей “/” в полном URL-адресе страницы |
Страница под ВЧ запрос должна находится не глубже 2-го клика с главной страницы. Страницы под СЧ и НЧ – не глубже 3го.
Очень важно для индексации, передачи веса и удобства пользователей.
Для каких целей нужно знать уровень вложенности страниц
Уровень вложенности необходимо знать для понимания веса каждой страницы, потому что такой показатель влияет на формирование рейтинга при ранжировании роботами поисковых систем.

Страницы на 1–2 уровне вложенности индексируются в 98% случаев, на 3 уровне — 85%, на 4 уровне — 62%, а на 5 уровне и глубже — менее чем в 40% случаев.
Источник: Rush Analytics
Как влияет УВ веб-страницы на ранжирование поисковиками:
- Страницы на сайтах с большим уровнем вложенности хуже индексируются. Чем больше показатель, тем меньше вероятность того, что ее увидит поисковой робот. То есть даже хорошо оформленная и наполненная страница может так и не попасть в результат поисковой выдачи.
- В структуре и на карте сайта корневой и самой значимой является главная страница.
- Чем больше количество кликов от главной, тем выше УВ. Например, страницы второго уровня находятся от главной в одном клике.
- УВ для веб-страниц можно понять по длине URL-адреса страницы, разделенного слэшами.
Уровень вложенности html страницы также влияет на стоимость исходящей ссылки, которая ведет на сайт-реципиент. Чем больше УВ, тем меньше вес такой ссылки и тем дешевле она будет стоить (по сравнению с линком со страницы, которая находится ближе к главной).
Поэтому некоторые ресурсы создаются специально для размещения платных ссылок. Но такой ресурс может быть определен поисковой системой как сайт, применяющий «черные» методы раскрутки.
Запрещенный ресурс:
- Вредит рейтингу сайта, на который ведут его ссылки.
- Может быть забанен поисковой системой.

Как рассчитать уровень вложенности страниц сайта
Есть разные виды расчета уровня вложенности (приведены в Табл. 2).
По числу кликов с главной | По длине URL |
---|---|
Формула расчета УВ: Главная (1 УВл) —> 2 УВл —> 3 УВл —> 4 УВл —>… | Формула расчета УВ: http://веб-сайт/папка 1/папка 2/папка 3/ папка 4/ искомый онлайн-документ |
Считается с главной и идет вниз. Каждый последующий переход повышает уровень | Слишком длинные урл-адреса плохо индексируются или вообще не индексируются ПС |

Структура URL и глубина навигации имеют значение. Роботы Google следуют по ссылкам, поэтому, если страница находится слишком глубоко, ее могут обнаружить не сразу, или вообще не обнаружить.
Danny Sullivan главный аналитик по поиску в Google
Источник: developers.google.com
На что следует обратить внимание при формировании структуры веб-сайта:
- Не стоит делать слишком сложную структуру. Рекомендуется выбрать модель, в которой самой “дальней” является страница с третьим уровнем вложенности (то есть в двух кликах от главной).
- Поисковики могут не индексировать страницы, которые имеют УВ, равный 4 и более. При этом интернет-магазины с широким ассортиментом могут иметь УВ = 4 и выше. В таком случае на сайте (html) и в его корне (xml) должна быть размещена карта сайта.

При создании веб-ресурса нужно обращать внимание на такой показатель, как уровень вложенности. Оптимальный УВ:
- Не слишком длинный.
- Имеет не более двух переходов вглубь от главной.
- Отображен в карте сайта.
Как улучшить уровень вложенности
Чек-лист по проверка уровня вложенности:
- Проверьте URL: посчитайте количество слэшей после домена.
- Убедитесь, что ВЧ-страницы не глубже 2-го уровня.
- Добавьте важные ссылки в хедер и футер.
- Создайте HTML-карту сайта.
- Проверьте индексацию через Google Search Console.
Вообще уровень вложенности страниц с вч запросами должен быть не глубже двух кликов, а остальных важных страниц – не больше 3х.
Подскажите, какой уровень вложенности должен быть у покупных статей для ссылок?