Попробовать бесплатно
  • 👽 SEO-оптимизация

Что такое веб-архив сайта

  • 17 October 2021
  • 8 мин.

Создание и наполнение онлайн-ресурса — это многоэтапный системный процесс. Контент фирменного сайта, интернет-магазина, лэндинга или портала должен постоянно обновляться с учетом целей и задач компании, изменений предпочтений целевой аудитории и алгоритмов поисковых систем. Но иногда старые тексты могут пригодиться, и тогда их можно найти на веб-архивах.

Веб-архив сайтов

Что такое веб-архив

Веб-архив (web archive, internet archive) — это онлайн-платформа Wayback Machine, созданная в 1996 году. Здесь хранятся копии контента сайтов, интернет-магазинов, блогов, информационных и развлекательных порталов и других интернет-ресурсов, которые разрешены для сохранения. Это бесплатная онлайн-библиотека web.archive.org, где можно найти разные версии всех веб-ресурсов и просмотреть, как выглядел их контент, сохраненный на дату посещения сайта роботом сервиса.

Со времени создания веб-архива, здесь накопилось и на данный момент хранится больше 330 миллиардов файлов:

  • интернет-страниц;
  • аудио;
  • видео;
  • электронных книг и пр.
Logo Web internet archive

Зачем нужен web archive и как его можно использовать

Веб-архивирование нужно для того, чтобы можно было восстановить важную утерянную информацию с сайта, которая может не сохраниться из-за технических проблем или повреждения вирусом.

Цифровой череп

Например, владелец сайта создал его и наполнил описанием продукции, полезными статьями и изображениями по тематике. Через время веб-ресурс был обновлен и тексты заменены на новые. А еще через время понадобились именно старые тексты. В таких случаях и нужен открытый интернет-архив, в котором можно найти десятки сохраненных версий сайта на разные даты.

Предназначение веб-архивов:

  • Возможность восстановления собственного контента в случае повреждения или удаления старых текстов и изображений.
  • Просмотр старых файлов на других работающих веб-сайтах.
  • Анализ изменений наполнения онлайн-ресурсов (собственных и конкурентных).

Скачать копию сайта их WebArchive проще всего с помощью инструмента Восстановление сайтов из WebArchive.

Газета и лупа

Сохранение авторского контента — это важная функция. Намного проще корректировать уже имеющиеся тексты, чем писать новые с нуля. Можно сделать рерайт (переписывание текста другим словами с сохранением смысла и структуры). Особенности использования резервных копий приведены в Табл. 1.

Табл. 1. Для каких целей можно использовать более ранний контент

ЦелиОсобенности применения
Восстановление сайтаБывают случаи непоправимого повреждения онлайн-ресурса — из-за вирусов, хакерских атак. Если не было проведено резервное копирование на своем хостинге, то можно будет найти свои тексты в веб-архиве
Наполнение сайта по похожей тематикеСтарый экспертный текст по своей тематике может понадобиться при создании лэндинга, вспомогательного онлайн-ресурса. Если тексты неуникальны, их нужно рерайтить
Ведение блогаДля привлечения трафика на профильный сайт нужно вести блог с текстами узкой тематики. Это могут быть советы по выбору товаров, использованию продукции и другой контент. Для написания таких текстов может потребоваться информация со старых копий веб-ресурса
Публикации на странице в социальных сетяхБизнес-аккаунт в соцсетях помогает поднять узнаваемость бренда и компании, привлечь новых покупателей, расширить рынки сбыта. Для постов в социальных сетях можно использовать тексты, которые ранее были опубликованы на сайте (если они не дублируются с новыми)
Вкладки браузера

Как просмотреть старые версии сайтов на Wayback Machine

Если вам необходимо найти старую версию страниц какого-либо веб сайта, выполните следующие действия:

  1. Наберите в поисковой строке адрес https://web.archive.org/.
  2. С главной страницы архива сайтов перейдите по ссылке на нужный раздел (файлы, видео, изображения и пр.), укажите адрес домена и нажмите «BROWSE HISTORY».
  3. Во временной шкале будут отображены все копии сайтов. Словно с помощью машины времени, здесь можно найти любую созданную ранее архивную копию и даже скачать ее при помощи специальных инструментов.
  4. В открывшемся календаре можно выбрать дату, отмеченную зеленым или голубым кружком (диаметр этого кружка зависит от числа обращений робота сервиса к онлайн-проекту в указанный день). Зеленым кружком обозначены редиректы.
Календарь WayBack Machine

Важно! Если веб-страницу через некоторое время не удается просмотреть, это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Правообладатель обратился на платформу архива интернета с требованием удалить копии.
  • Сам веб-проект был закрыт из-за нарушения авторских прав и закона об использовании интеллектуальной собственности.
  • Разработчики закрыли страницы своего онлайн-ресурса от индексации роботами поисковых систем.

Если вы хотите посмотреть, как выглядел веб-сайт, но на сохраненной копии нет изображений или других элементов дизайна (иногда они не сохраняются), нужно открыть другую версию, которую веб-архив сохранил в другой день.

Версии Wayback Machine
Для вас подарок! В свободном доступе до 31 октября
Получите подборку файлов
Для роста продаж с вашего сайта
Чек-лист по выбору SEO-подрядчика
5 шагов для быстрого роста
конверсии вашего сайта
Как проверить репутацию вашего бренда
Чек-лист по проверке рекламы
в Яндекс-Директ
Получить документы

Уже скачали 1348 раз

Как добавить современную версию сайта в веб-архив Wayback Machine и выполнить другие действия

Онлайн-платформа по веб-архивированию сайтов предоставляет множество возможностей разработчикам и владельцам ресурсов (Табл. 2).

Табл. 2. Как работать с веб-архивом

ВозможностиОсобенности выполнения
Сохранение нужной версии сайта на платформе интернет-архиваНужно самостоятельно инициировать сохранение. В разделе платформы «Save Page Now» нужно забить домен онлайн-ресурса и нажать «Save page». Такую процедуру рекомендуется повторять каждый раз, когда в контент были внесены исправления или дополнения
Запрет на добавление интернет-ресурса в память веб-архиваДля запрета добавления нужно прописать это в файле robots.txt. В панелях хостеров есть корневой каталог, в котором предусмотрена возможность редактирования файлов. При введении кода User-agent: ia_archiverDisallow: /User-agent: ia_archiver-web.archive.orgDisallow: / файл будет скрыт от копирования. При введении такого кода из веб-архива удаляется и текущая версия сайта и не осуществляется системное копирование (до тех пор, пока в файле robots.txt есть такие настройки или пока не закончится срок регистрации домена)
Восстановление веб-сайта из интернет-архиваЕсли сайт был поврежден вирусами или есть другие технические проблемы, из-за которых контент был нарушен, можно восстановить файлы из онлайн-хранилища. Для этого применяются специальные сервисы. Есть платные и бесплатные варианты, которые выбираются с учетом количества страниц для восстановления
Новые url в wayback machine

Уникальный контент из веб-архива

Многие коммерческие сайты через некоторое время существования закрываются. Если на них был опубликован полезный контент (экспертные статьи, аналитические обзоры и другая важная информация), то после закрытия первоисточника они могут быть востребованными. То есть, сайт уже не работает и ранее написанные статьи могут использоваться на информационных порталах (если они уникальны).

Веб-архив является очень полезным сервисом, который может пригодиться в различных ситуациях. Быстрое восстановление потерянных данных может значительно сэкономить время и финансы, если сайт подвергнется хакерской атаке или же перестанет работать из-за серьезной технической проблемы. Веб-архив дает возможность не только просматривать старые версии своего сайта, но и анализировать контент конкурентов, сохраненный в разные периоды времени.


Руководитель Rush Analytics Дмитрий Цытрош

Экспертиза
Google Analytics, анализ данных, поисковый маркетинг, SEO, психология, поддержка клиентов, маркетинговые исследования.
Опыт работы
Google Analytics: анализ данных, создание пользовательских отчетов, настройка целей и воронок, отслеживание показателей электронной коммерции. Дмитрий также знаком с Google Tag Manager и использовал его для отслеживания событий и поведения пользователей на сайтах.

Анализ данных: различные инструменты, такие как Excel, SPSS и R, для анализа данных и получения выводов. Дмитрий также хорошо знаком со статистическим анализом и использовал его для выявления тенденций и закономерностей в данных.

Поисковый маркетинг (SEM) и SEO: опыт оптимизации рекламных кампаний для Google AdWords, Bing Ads и других платформ. Исследование ключевых слов, оптимизация страниц и создание ссылок для SEO.

Психология: образование в области социальной психологии, исследования потребительского поведения и принятия решений. Благодаря этому Дмитрий имеет более глубокое понимание того, как думают и ведут себя потребители, которое он применяет в своей работе в области маркетинга и поддержки клиентов.

Оказывая техническую поддержку клиентам, он проводит маркетинговые исследования для получения информации о потребностях и предпочтениях клиентов. Это позволяет лучше понимать поведение пользователей и предлагать эффективные решения их проблем.

Образование
Киевский университет туризма, экономики и права - менеджер - экономист
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко - психолог, психотерапевт

Отраслевые мероприятия
Конференция Sempro в 2016 и 2018 годах

Просмотров
37156
Рейтинг
4,5/5
Оценить
Комментариев
0
Комментировать
Оцените статью Оценка анонимная
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован

Rush Analytics

Другие наши статьи

На страницу статей

Получите 7 дней бесплатного доступа

Здесь вы можете собрать поисковые подсказки из Яндекс, Google или YouTube

Зарегистрироваться