Для наполнения интернет-магазина или торговой онлайн-площадки нужно анализировать тысячи страниц сайтов производителей. Делать это вручную очень затратно и долго, поэтому рекомендуется использовать специальные программы сбора и анализа данных — парсеры. Такие же утилиты подходят для сбора и систематизации информации с веб-страниц конкурентов — для изучения контента и многих других задач.


Что такое парсинг и парсер сайтов
Парсингом называется процесс и способ индексирования цифровой информации и дальнейшей конвертации в другой формат. Парсер — это специальная программа, онлайн-сервис или скрипт, собирающие данные с нужных сайтов, аккаунтов социальных сетей и других интернет-площадок, а затем преобразующие их в нужный вид. Есть разные виды парсеров, конвертирующие информацию в простейший язык, необходимый для отображения или использования для различных целей.
Сбор открытых данных разрешен Конституцией. Но если собираются персональные данные пользователей, которые используются для таргетированной рекламы, спам-рассылок, то это уже считается незаконными действиями (нарушение закона о персональных данных).

Назначение парсеров сайтов
Какие данные можно собирать с помощью программ-парсеров («белый» парсинг»):
- Цена на товары или услуги конкурентов. Для коммерческих сайтов, интернет-магазинов, товарных электронных каталогов очень важно поддерживать рыночные цены, ориентируясь на ведущих конкурентов своей ниши. Для сбора нужной информации можно парсить данные сайтов конкурентов и корректировать ценовые предложения под рыночные.
- Товарные позиции или категории. Для того, чтобы скопировать данные о продукции (названия, описания свойств и характеристик, артикулы и фотографии карточек товаров) с сайтов поставщиков, можно применить парсинг данных и с помощью таких инструментов выгрузить необходимую информацию в свой онлайн-магазин.
- Мета-данные. Информация о title, description и других метаданных может требоваться SEO-специалистам для анализа интернет-продвижения.
- Технические ошибки. Парсеры позволяют собирать информацию о наличии страниц с ошибкой 404, редиректах, неработающих и «битых» ссылках и т. д.
Есть также «серый» парсинг, к которому относятся скачивание контента на конкурентных онлайн-ресурсах, сбор контактной информации с агрегаторов и бизнес-порталов, применяющийся для рассылок и обзвона «холодных» баз.

Виды парсеров веб-сайтов
Есть разные виды парсеров, которые подбираются в зависимости от поставленных целей и задач, вида контента, который нужно собирать, анализировать и конвертировать. Они приведены в Табл. 1.
Табл. 1. Типы парсеров и их особенности
Параметр классификации | Тип парсера | Особенности и применение |
Тип устройства | Облачный | Облачные сервисы работают с помощью скриптов и программ, которые не нужно скачивать на компьютер. Скачать нужно только полученные результаты. Такие инструменты рекомендованы тем, кто регулярно парсит данные, автоматизируя процессы. В сети можно найти англоязычные и русскоязычные программы для парсинга |
Декстопный (на компьютере) | Парсеры для сбора информации о товарах и ценах, которые нужно скачать на компьютер либо запускать с флешки, внешнего накопителя. Такие сервисы разрабатываются под Windows — на macOS | |
Технологии | Браузерные расширения | Браузерные расширения подходят для сбора небольшого количества информации и преобразуют ее в удобный формат (XML или XLSX). Есть различные парсеры для Google Chrome и других браузеров |
Надстройки для Excel | Программные продукты, разработанные в виде надстроек для Microsoft Excel (такие, как ParserOK и пр.). В таких парсерах для сайтов используются простые макросы, которые дают возможность выгрузки результатов в файлы XLS или CSV | |
Google Таблицы | Программный продукт поисковой системы Гугл, который предлагает применение простых формул IMPORTXML и IMPORTHTML для сбора данных с веб-ресурсов. Функция IMPORTXML работает с помощью языка запросов XPath, парсит данные XML-фидов, HTML-страниц и прочих источников для анализа заголовков, метаданных, ценовых показателей и пр. Функция IMPORTXML дает меньше возможностей — она позволяет собирать информацию с таблиц и списков на веб-страницах | |
Сфера применения | Совместные покупки | Специальные программы-парсеры устанавливают на своих интернет-магазинах или торговых онлайн-платформах производители или сетевики, продающие тысячи разных товаров. Потенциальные покупатели, заходя на такой ресурс, могут выгрузить себе весь ассортимент с помощью парсера. Можно загрузить себе на устройство весь ассортимент, а также отдельные товарные группы или категории. Предлагаются также разные форматы выгрузки — стандартные XLSX, CSV, адаптированный прайс-лист для Tiu.ru, выгрузка продукции для Яндекс.Маркета и т. д. |
Анализ ценовых предложений конкурентов | Есть специальные сервисы, которые позволяют парсить цены на товары конкурентов при указании нужных ссылок | |
Наполнение товарных сайтов, интернет-магазинов | При наполнении онлайн-магазина товарами с сайтов производителей нужно копировать названия и характеристики продукции, цены и фото. Это можно сделать вручную (если таких позиций немного) или же воспользоваться парсером. Такой сервис дает возможность добавлять стандартную наценку на все собранные единицы продукции, а также настроить автоматическое обновление всех данных с определенной периодичностью |

Есть также парсеры для SEO-специалистов, применяемые для оптимизации сайтов, интернет-магазинов, порталов. Программы по сбору SEO-данных можно также использовать для анализа конкурентных веб-ресурсов.
Такие программы нужны для:
- анализа файлов robots.txt и sitemap.xml;
- проверки наличия мета-тегов, тегов, заголовков всех уровней;
- проверки кодов ответа веб-страниц;
- сбора и визуализации структуры онлайн-ресурса;
- анализа оптимизации ссылочной массы (внешних и внутренних ссылок);
- проверки наличия битых, неработающих ссылок и мн. др.

Как найти парсер под определенные задачи
Для сбора данных можно:
- Разработать программное обеспечение под потребности компании или определенного проекта. Программисты пишут ПО с учетом технического задания и создают инструмент, заточенный под конкретные задачи. При изменениях целей свою программу можно доработать и адаптировать под новые потребности.
- Использовать готовые десктопные парсеры. Они устанавливаются на компьютеры. Есть платные и бесплатные версии (платные инструменты имеют более широкий функционал, возможность гибких настроек).
- Применять веб-сервисы или браузерные плагины. Предлагаются платные и бесплатные варианты.


Плюсы и минусы парсинга
У применения сервисов для парсинга сайтов в коммерческих и других целях есть свои преимущества и недостатки (Табл. 2).
Табл.2. Плюсы и минусы применения парсеров
Преимущества | Недостатки |
Автоматизация сбора, анализа и другой обработки собранных данных. Сервис работает быстро, без перерывов и выходных, в рамках настроек под нужные задачи | Некоторые сайты, с которых требуется собирать информацию, могут быть защищены от копирования или обработки парсинговыми программами |
Возможность собирать именно те данные, которые нужны для выполнения определенных задач. Можно отсечь нецелевые данные путем гибких настроек сервиса или инструмента | Конкуренты также могут парсить ваш сайт (если не защищать его с помощью капчи или настроек — блокирования популярных ключевых запросов и слов в файле robots.txt) |
Распределение нагрузки на обрабатываемые веб-ресурсы. Равномерная нагрузка при сборе данных позволяет скрыть планомерный парсинг контента. Если нагрузки превышать, то сайт может «упасть» и вас могут обвинить в незаконной DDoS-атаке |
Как работает парсер
Программное обеспечение анализирует данные определенного веб-ресурса с учетом заданных настроек, извлекает контент, систематизирует и преображает тексты и другие элементы наполнения.

Упрощенный алгоритм работы с парсинговым сервисом, который может различаться в зависимости от разных типов утилиты:
- Выбор парсера.
- Настройка программы под определенные задачи.
- Указание веб-страницы или онлайн-ресурса, на котором нужно парсить информацию.
- Анализ полученных данных. Программа собирает контент, анализирует и систематизирует его в автоматическом режиме.
- Формирование отчета.
Как использовать парсер для различных целей
Применение программы для сбора данных осуществляется с учетом поставленных задач. От этого зависит подбор типа и перечня функций сервиса.
Парсинг интернет-магазина
Одним из самых частых применений парсинговых программ является сбор данных с онлайн-площадок или электронных каталогов для наполнения собственного интернет-магазина товарами, ценами и описаниями продукции.
Какие задачи можно решить, применяя автоматизированные сервисы для сбора, анализа и конвертации данных:
- Актуализация информации. При смене цен поставщика нужно пересчитывать свои ценовые предложения по всем категориям номенклатуры. Если в каталоге представлены тысячи позиций ассортимента, сделать это очень трудно и дорого. Поэтому здесь подходят специальные плагины, которые собирают данные и дают возможность обновить всю информацию.
- Анализ конкурентных онлайн-магазинов. Такая аналитика делается для поддержания цен на рыночном уровне.

Парсинг контента
Для поиска и анализа текстов и другого контента используется специальная утилита для парсинга. Настройка осуществляется с учетом поставленных задач — анализ опубликованных статей, описание характеристик или комментариев в каталоге продукции.
Как парсить сайт интернет-магазина
Для корректного сбора данных нужно грамотно настроить парсинговую программу или расширение. Настройка модуля позволяет обеспечить корректное распознавание разметки сайта — расположение и структуру категорий и подкатегорий, карточек товаров. После этого можно получить всю необходимую информацию с онлайн-ресурса.

Алгоритм действий при парсинге интернет-магазина:
- Добавление ссылки на веб-ресурс (на сайт или отдельные разделы).
- Указание мест (блоков), откуда необходимо взять нужные данные.
- Загрузка информации с онлайн-площадки.
- Сохранение полученных данных в файл Excel (XLSX). Или выгрузка информации о товарах на нужный сайт либо электронный каталог в интернете.

Теги, которые используются для парсинга онлайн-магазина
При разработке интернет-магазинов разного масштаба и структуры используется язык HTML, типовые элементы блоков. Поэтому стандартные парсерыданных используют типовые теги HTML, которые имеются на страницах интернет-магазинов:
- Тег div. Этот блочный элемент дает возможность выделить раздел, в котором есть визуальный контент
- Тег a. Отображение ссылок на продукцию выбранной товарной категории.
- Тег h1 и др. Отображает заголовки различных уровней. Заголовками могут быть названия товаров и другие блоки.
- Тег p. Служит для отображения текстового абзаца — описаний товаров и пр.
- Тег table. Отображает таблицы.
- Тег ul. Обозначает маркированный список (перечень продукции и т.п.).
- Тег img. Отображает фотографии, другие изображения.
Используя стандартизированные настройки, можно выбрать именно те блоки информации, которые нужны для анализа или других целей.
Применение парсинговых утилит позволяет быстро собирать и систематизировать большие массивы данных. Это нужно для анализа цен и товаров конкурентов, а также для обновления данных о товарах и услугах. Если вы работаете с десятком производителей, то вам удобно использовать парсинговые сервисы для обновления и актуализации информации с этими товарами. Не нужно вносить изменения вручную, намного быстрее и проще применять данную программу.
Да, в настоящий момент без автоматического парсинга уже тяжко — не собрать не обработать большой объем данных.
и технический аудит не сделать